лого

Венеция

Географический домен .it Телефонный код +39 41 Валюта евро

вход на сайт

Венецианские впечатления

Автомобильные ворота Вене...

Как сойти с тараканьих тр...

Большой канал

Отсутствие городской скул...

Жизнь на воде

Венецианский карнавал

Карнавальные маски Венеци...

Театральные маски Венеции

Театр Ла Фениче

Одиночество в Венеции

Венецианский кинофестивал...

Утро в Венеции

Историческая Регата

Венецианская биеннале

Рыбный рынок Риальто

Заблудиться в Венеции

Как мы снимали квартиру в...

Семь дней в Венеции

Оркестры на площади Сан-М...

Памятник Карло Гольдони

Площадь Сан-Марко: на сту...

Венецианские куртизанки

Ощущать или особенности в...

Районы Венеции

Как это на венецианском?

Мосты Гранд-канала

Дворец Дожей

Храмы Венеции

Святой Марк - покровитель

Остров Торчелло

Бурано и Маццорбо

Венецианское стекло

История Венеции

Венецианский Арсенал

Музей военно-морской исто

Герб и флаг Венеции

Великие в Венеции

Парки Венеции

Acqua Alta

Еда в Венеции

Транспорт Венеции

Аэропорты Венеции

Вокзал Венеции

Книги о Венеции

Местре

Гостиницы Венеции

Муниципальный интернет Ве

Авиабилеты в Венецию

Новости

Главная / Венецианские впечатления / Площадь Сан-Марко: на ступеньках Прокураций
 

Площадь Сан-Марко: на ступеньках Прокураций

Площадь Сан-Марко, как правило, - первое место, куда направляется приехавший в Венецию человек. И это правильно: здесь самое сердце Светлейшей республики, парадный вход, здесь самые величественные здания и главные городские достопримечательности. Однако прожив в Венеции хотя бы два дня, вы вряд ли по своей воле пойдете на Сан-Марко в дневные часы: здесь слишком людно, слишком шумно, здесь неразбериха и толчея - все худшее, что портит впечатление от Венеции. В первые дни на Сан-Марко то и дело попадаешь случайно, сбившись с курса в лабиринте улочек центральной части, торопясь, скажем, от театра Феличита к Военно-морскому музею. Но протиснувшись мимо очереди в базилику Святого Марка, змеей заполняющей всю Пьяцетту, мимо настилов, не убранных после последнего наводнения, на которых теперь не найти места, чтобы присесть, мимо групп, парочек, одиночек, фотографирующихся на фоне колонн Дворца Дожей, вы наверняка чертыхнетесь про себя и поклянетесь никогда больше не выходить на Сан-Марко до тех пор, пока из города не уйдет последний поезд и последний автобус с "дневными" туристами.

 

Истинная прелесть Венеции вовсе не в том, о чем пишут путеводители. Этот город берет наши сердца в плен не парадными площадями и роскошно убранными базиликами. Отношения с Венецией, как правило, - это шутка индивидуальная, очень личная, почти интимная. С Венецией нужно оставаться наедине...

 

Это совсем несложно: все лишь две-три сотни шагов, два-три поворота узенькой Calle (улочки), мостик, на котором даже двоим не разойтись, проходной дворик - и вот вы уже практически одни. Изгиб канала, по которому медленно скользит одинокая гондола, стертые камни набережной, лодки, причаленные к кольцам, торчащим прямо из стены, слизанная с кирпичной кладки штукатурка у воды; белье, вывешенное за окно для просушки, садик, который может уместиться под раскинутым плащом, посредине - уже облетевшее дерево, усыпанное оранжевой хурмой... Это та Венеция, которая потом будет сниться вам ночами.

 

Но тишина, покой, очарование любимых мест не были бы так удивительны и остры, если бы каждую минуту вы не ощущали: всего в двух-трех сотнях шагов отсюда - туристическая Мекка, ажиотаж, тысячи глаз, светящихся восторгом и восхищением, киногруппы со всего света, звезды первой величины, приехавшие сыграть здесь свадьбу, щелкающие камеры, группы и гиды.

 

Часто ли жители Москвы ходят на Красную площадь? Или петербуржцы - на Дворцовую? Да почти никогда. Но и Красная и Дворцовая незримо присутствуют, проецируются в любой любимый горожанами уголок этих городов. Точно такой же уютный дворик или сквер наверняка можно найти где-то еще - на Урале, на Юге или в Приморье, дворик будет в точности таким же - и все же не таким, не питерским и не московским.

 

Короче, так. Если вас все же вынесло людским потом на Сан-Марко, не торопитесь бежать прочь. Я вообще убежден: в Венеции время от времени обязательно нужно попадать в гущу туристической толпы. Чтобы не терять ощущение масштаба, размаха шкалы... Чтобы не забывать градус общего удивления и восхищения... Ведь Венеция - это не просто ни на что не похожая, парадоксальная, щемящая красота, это признанная красавица, знаменитая на весь мир, красавица, чьей внешности отдали дань все возможные глянцы и воспели все сущие в мире языки.

 

Совсем не обязательно вклиниваться в толчею перед базиликой или у входа в Дворец Дожей. Отойдите в сторонку, в дальний конец площади, к короткому, Наполеоновскому крылу Прокураций, ко входу в музей Коррер. Там есть одно местечко... Ступеньки под арками, ведущие с площади на галерею...  Три ступеньки, на которые можно запросто присесть, подложив под себя путеводитель или карту...

 

Отсюда все как на ладони.

 

Достопримечательности

 

По левую руку от нас, на северной, дальней от лагуны стороне пьяццы (площади) - Старые Прокурации. Первое здание для размещения городской администрации было построено на этом месте - страшно сказать - еще в XII веке; здание было двухэтажным, так же, как нынешнее, имело арки в первом этаже. В XVI веке здание сгорело, его восстановили и пристроили еще этаж - так, как мы видим и теперь.

 

Новые Прокурации, расположенные справа, тоже далеко не новы: их строили между 1586 и 1640 годами. В наши дни здесь (во втором этаже) расположен городской музей Коррер - музей не столько художественный, сколько этнографический, краеведческий. На тех, кто бывал в Эрмитаже или музее изобразительных искусств имени Пушкина, Коррер вряд ли произведет сильное впечатление. Но некоторые раздела - монеты, одежда, географические карты - любопытны. Билет в Коррер и в примыкающую к нему библиотеку Марциана является бесплатным приложением к билету во дворец Дожей.

 

А вот здание, на ступеньках которого мы сидим, подложив под себя путеводитель - строилось уже при французах 1810 году  и называется крылом Наполеона. До французов здесь располагались части дополнительные здания прокураций и небольшая церковь.  

 

Одно из самых красивых зданий на площади - часовая башня, примыкающая к старым Прокурациям. Два великана на плоской крыше башни каждые 15 минут поднимают свои молоты, чтобы ударить в колокол. Великанов принято называть маврами - из-за патины, с течением веков покрывшей их медные тела. Но соплеменниками шекспировского Отелло великаны ни в коем случае не являются: они пастухи и одеты в овечьи шкуры. (С маврами в истории и вообще вышла путаница: многие до сих пор считают их темнокожими африканцами, хотя мавры были арабами, выходцами из Аравийской пустыни.) Во фронтоне часовой башни на фоне мозаики - каменный крылатый лев, положивший лапу на свод законов. Крылатый лев в Венеции встречается часто - это  символом города. Когда-то перед львом на коленях стоял фигура дожа Агостино Барбариго, по инициативе которого было начато строительство башни. Но захвативший Венецию Наполеон приказал властителя с фронтона убрать: в 1797 году Бонапарт был еще не императором и тираном, а проводником идей Великой Французской революции о братстве, равенстве и свободе.

 

Прямо напротив нас - базилика Святого Марка, жемчужина Венеции. Венецианцы начали строить главную церковь города в IX веке, вдохновленные видом главного собора величайшего города тех времен Константинополя. Но нынешняя, перестроенная стамбульская Айя-София, до неузнаваемости измененная контрфорсами и минаретами, не имеет с реконструированной и восстановленной базиликой Сан-Марко почти ничего общего.

 

А вот квадрига (четверка коней на балконе собора), имеет чисто Константинопольское происхождение - венецианцы вывезли ее во время разграбления великого города крестоносцами в 1204 г.

 

На другой стороне пьяцетты - 98-метровая кампанила (колокольня) собора Святого Марка. Первая башня (сторожевая) на этом месте была возведена в IX веке. Нынешняя кампанила построена на месте обветшавшей и развалившейся совсем недавно, в 1912 году.

 

Собственно, все это вы наверняка уже осмотрели в первый день. А сейчас можно попросту посидеть, наслаждаясь теплом и солнцем, понаблюдать за пестрой венецианской толпой, в которой венецианцев, скорее всего, и вообще нет, зато есть люди почти со всех стран мира...

 

Вот чернокожий карапуз, едва научившийся ходить, смело топает вперед, спугивая стайку голубей на мостовой; голуби вспархивают, но далеко не улетают, - и не таких видали, - а присаживаются такой же стайкой в нескольких шагах. Вот броско одетая латиноамериканская девушка, отставив подальше руку с камерой, делает селфи в обнимку с нетерпеливым  красавчиком, сошедшим с обложки глянцевого журнала - снимок тут же летит на ее страницу в социальную сеть - вот так, получите все! Группа японцев, как всегда дисциплинированных и как всегда немного смущенных свободой и бестактностью  европейских нравов, делает коллективный снимок на фоне собора: фотографы меняется, принимая от предшественника целую гроздь камер на шнурочках - снимки нужны всем и снимать нужно по очереди. Вот энергичные крепкие американки без возраста, громко говорящие все разом. Вот безупречно одетые немцы... Под колоннами у Флориана скучают  в тенечке официанты из Восточной Европы: их время еще не наступило, оно наступит позже.

 

На площади - счастливое движение, радостное возбуждение, возгласы, удивление, подъем, восторг сотен и сотен людей...

 

Весь мир здесь... Разноязыкий и разнолицый.  И мы тоже здесь, вместе со всеми, ничуть не хуже и ничуть не лучше. Все люди вокруг восхищены, поражены, очарованы Венецией - у каждого из них с этим городом уже установились или скоро установятся свои личные, особенные отношения - как и у нас... То есть нам бы, конечно, хотелось, чтобы наши отношения с Венецией были бы уникальными, ни на что не похожими, только нашими. Но увы - это, скорее всего, невозможно. И все люди на площади, многие из них, чувствуют и переживают то же самое.

 

И это всех нас, людей с разных концов планеты, по-своему объединяет - как  многое и многое другое. Потому что мы, жители Земли, если как следует разобраться, являемся одной большой семьей, в которой каждый связан с каждым, и все друг от друга зависят.

 

Это надо понимать. С этим считаться. И этим дорожить... Так, по крайней мере, кажется, когда сидишь погожим октябрьским деньком на ступеньках венецианских прокураций, подложив что-нибудь под себя на прогретый солнцем камень.

Создатель страницы: Vereschagin+

добавить комментарий или дополнение

добавить
Яндекс цитирования
© 2000 AboutVenice.ru
    Чем больше знаешь, тем реже влипаешь!