лого

Венеция

Географический домен .it Телефонный код +39 41 Валюта евро

вход на сайт

Венецианские впечатления

Автомобильные ворота Вене...

Как сойти с тараканьих тр...

Большой канал

Отсутствие городской скул...

Жизнь на воде

Венецианский карнавал

Карнавальные маски Венеци...

Театральные маски Венеции

Театр Ла Фениче

Одиночество в Венеции

Венецианский кинофестивал...

Утро в Венеции

Историческая Регата

Венецианская биеннале

Рыбный рынок Риальто

Заблудиться в Венеции

Как мы снимали квартиру в...

Семь дней в Венеции

Оркестры на площади Сан-М...

Памятник Карло Гольдони

Площадь Сан-Марко: на сту...

Венецианские куртизанки

Ощущать или особенности в...

Районы Венеции

Как это на венецианском?

Мосты Гранд-канала

Дворец Дожей

Храмы Венеции

Святой Марк - покровитель

Остров Торчелло

Бурано и Маццорбо

Венецианское стекло

История Венеции

Венецианский Арсенал

Музей военно-морской исто

Герб и флаг Венеции

Великие в Венеции

Парки Венеции

Acqua Alta

Еда в Венеции

Транспорт Венеции

Аэропорты Венеции

Вокзал Венеции

Книги о Венеции

Местре

Гостиницы Венеции

Муниципальный интернет Ве

Авиабилеты в Венецию

Новости

Главная / Венецианские впечатления / Театральные маски Венеции
 

Театральные маски Венеции

Фейерверк масок комедии Дель арте

 

Как-то на одном из  Венецианских карнавалов мы встретили два весьма любопытных персонажа.  Припоминаете?  Ну, конечно! Это Арлекин и Коломбина - самые популярные персонажи итальянской театральной комедии дель арте. В 16-17 веках они олицетворяли расцвет итальянского сценического искусства, поклонниками которого были правители многих европейских государств. 

 

На этот раз мы отправимся в путешествие по миру масок, чтобы вернуться к истокам театра.  Считается, что дель арте своими корнями восходит к пышным уличным празднествам  и карнавалам, столь популярным в Венеции. Наверное, поэтому именно этот город  являлся одним из основных центров зарождения и развития театра импровизаций.


По поводу происхождения комедии нет конкретно единого мнения. Иногда  предков и собратьев итальянских масок находят изображёнными на помпейских фресках. Кто-то придерживается мнения, что дель арте своими корнями восходит к скоморохам, ародным фарсам  и мистериям средневековья. La commedia dellarte (ит.) или комедия масок возникла в середине XVI в. как народный театр эпохи Возрождения, спектакли которого были направлены на развлечение массового зрителя. то уже потом, гораздо позже простые актёры - акробаты с улиц Венеции и Неаполя отправились в театры и в салоны аристократов, где и стали олицетворять театр импровизаций, которым издалека восхищались Мольер и Шекспир.


Обычно текст комедии возникал тут же, во время спектакля, по краткому, заранее известному сценарию, поэтому одно из названий дель арте – это  комедия по сюжету (а соджетто). Количество ролей в сценарии зависело от состава труппы. Обычно она насчитывала 10—12 человек. За всеми членами  закреплялись определенные персонажи и своеобразные амплуа,  переходившие из одной пьесы в другую. Комедия дель арте, по сути, — комедия актера. Он создавал свою роль, не только играя, но и придумывая ее почти целиком.  Именно его талант,  в конечном счете, определял участь и успех спектакля. Импровизация была, конечно, далеко не полной. Для каждой роли существовали общие места, которые  заучивались наизусть и повторялись  в любой пьесе, где была подходящая ситуация. Обычно актёры заранее договаривались о согласованности действий. А вот репетиции как таковые, во всяком случае, в нашем смысле этого слова, были невозможны, так как на каждом представлении менялись и текст и игра. Одним из важных элементов игры актера были лацци. Они развлекали и оживляли публику, вносили определённый эффект неожиданности.  Лацци – это определённые действия актёра, чем-то напоминающие пантомиму: сальто, пощёчины, ловля мухи или плевки косточками вишен. 


В масках, как правило, выступали актёры - комические персонажи, а роли женщин и влюблённых исполнялись без них. Обычно динамику действия и интригу пьесы задавали комедийные слуги – дзанни. Произошло это слово  от итальянского имени Джованни, которое было очень популярно в то время. Особенностью типа маски комедийного слуги являлся вытянутый нос. Причём, чем он длиннее, тем более глупый персонаж перед нами.  Наиболее распространённые маски слуг в итальянской комедии – это Арлекин и Бригелла.


Арлекин, пожалуй, самый известный и горячо любимый венецианцами персонаж. Обычно он носил черную маску с прыщем на носу и лоскутный костюм. По сюжету он был влюблён в служанку - кокетку Коломбину.  Её платье состояло из разноцветных кусков ткани, как и костюм Арлекина. Эта девушка была одним из самых хитрых персонажей: манипулировала и строила интриги.  Плутоватый и глупый слуга вместе с его подружкой неизменно вызывали бурю эмоций у публики.


Хозяева в комедии именовались маньифичи. Типичный представитель этой группы персонажей – Панталоне, поклонник хорошеньких женщин и изысков, скупец и сребролюбец.  По сюжету он часто приударяет за Коломбиной. На нём обычно одеты красные штаны и куртка, чёрный плащ и маска с крючковатым носом. 


Следующая группа персонажей комедии - это влюбленные.  Они были очень красиво одеты, изысканно двигались и говорили.

 
Труппы итальянских актеров-импровизаторов пользовались необычайным успехом не только в Венеции, где впервые появилась комедия дель арте, и не только в Италии, но и за границей. Повсюду — в Вене, Берлине, Париже, Лондоне, Санкт-Петербурге - существовали постоянные итальянские театры или работали заезжие труппы.  Интересно, что именно комедия масок поспособствовала появлению первого профессионального театра Европы.

 

Наталья Орехова

 

Создатель страницы: Admin+

добавить комментарий или дополнение

добавить
Яндекс цитирования
© 2000 AboutVenice.ru
    Чем больше знаешь, тем реже влипаешь!