В течение многих и многих веков Арсенал был любимым детищем, источником славы и предметом гордости Венецианской республики. Арсенал, как диковинку, показывали почетным гостям Светлейшей. В отдельные годы Республика тратила на Арсенал больше 10 процентов своего бюджета. Здесь работало около 16 тысяч человек – каждый десятый житель Венеции – и большинство из этих людей были высококлассными специалистами своего дела - плотниками, канатчиками, кузнецами. Рабочих Арсенала, арсеналотти, дож звал на помощь в минуты опасности, они составляли его эскорт в дни праздников, из арсеналотти набирали государственную охрану. После знаменитого пожара 20 декабря в 1574 года, уничтожившего значительную часть Дворца Дожей, в Арсенале проводились заседания Большого Совета Республики, – а в Совет в то время входило полторы тысячи венецианских нобелей (аристократов).
Мысль объединить в одно централизованное производство разбросанные по островам лагуны судостроительные мастерские принадлежала дожу Фальеру Орделафо (дож 1102-1117), – и это был исключительно амбициозный для своего времени проект. Орделафо хотел поставить производство кораблей под контроль Республики - сейчас мы бы сказали, что дож решил национализировать жизненно важную для Венеции судостроительную отрасль. Проекту дали ход, и через пятьдесят лет в восточной части Венеции, на территории двух островков в нынешней сестере Кастелло, вырос мощный комплекс из верфей, литейных цехов, складов и мастерских, а в английском и многих других языках появилось новое слово — «арсенал». (От арабского «дар ас-синаа», мастерская.)
Трудно переоценить результаты этой реформы. Арсенал был рассчитан на колоссальные для своего времени объемы – одновременное строительство двадцати сорокаметровых галер. Чтобы дать представление клокочущего ада, Данте в «Божественной комедии» описывает работающий Арсенал. Трудясь ударно, арсеналотти могли всего за несколько часов спустить на воду полностью оснащенный военный корабль! Гостя Венеции, короля Франции Генриха III, однажды рано утром проводили в Арсенал и показали киль заложенного судна. Тем же вечером, на закате, его привели обратно: готовый корабль уже был спущен со стапеля,— полностью оснащенный, вооруженный и обеспеченный провиантом; на берегу дожидалась посадки на борт укомплектованная и заранее обученная команда!
(Франция всегда составляла зону жизненных интересов Венеции, а во времена Генриха III – особенно. Очевидцы утверждают: между первым и вторым посещением Арсенала королю был дан обед, состоявший из 2000 (!) перемен блюд. А после того, как солнце закатилось за горизонт, двадцатичетырехлетнего короля доставили в гости к знаменитой венецианской куртизанке (и поэтессе) Веронике Франко. Неудивительно, что Генрих унес с берегов лагуны самые теплые чувства к Венеции).
С появлением Арсенала скорость постройки судов стала зависеть только от денег. В критические моменты Республика вводила дополнительные налоги, состоятельные патриоты из числа горожан брались на свои средства построить одну или несколько галер и численность флота стремительно росла. Бывало, что после сокрушительного поражения, скажем, от генуэзцев, когда погибали и были захвачены в плен десятки галер, флот восстанавливался всего за несколько месяцев! На Арсенале широко использовались стандартизация и взаимозаменяемость - это позволяло создавать склады запасных частей и в кратчайшие сроки проводить даже крупный ремонт.
Новые технологии влияли и на конструкцию: именно в это время корабли стали собирать на предварительно созданном рангоуте (каркасе), а не сшивать, как раньше, досочка к досочке снизу вверх. Уже в XII веке Венеция начала изготавливать разные по конструкции корабли: одни - для войны, другие — для торговли.
Это было время Крестовых походов, в которое Венеция вступила приморским городом, каких было много, а вышла могущественной владычицей Средиземноморья…
XIV-XVI века стали золотым временем Венецианской республики. И для Арсенала это было эпохой расширения и строительства. В 1326 году в добавление к Arsenale Vecchio (Арсеналу Старому) был построен Arsenale Nuovo (Арсенал Новый) – на объединенном Арсенале могло строиться одновременно 80 судов!
Что это были за времена! На стапелях целыми днями кипела работа. Все работники Арсенала в добавление к зарплате бесплатно снабжались вином – норма увеличивалась в зависимости от занимаемой должности и доходила до 4,5 литров в день. Так вот, одного только вина для нужд Арсенала закупалось по 600 000 литров в год!
В 1473 году был заложен третий, Новейший Арсенал (Arsenale Nuovissimo), чтобы строить суда еще большего размера. Его строительство затянулось почти на сто лет – мешали войны, вытекающие из войн финансовые трудности и какие-то странные взрывы пороховых складов, потрясшие Арсенал 1509 и 1569 годах. Любопытно, что взрыв 14 марта 1509 года произошел во время заседания Большого совета, и венецианские нобили, скинув мантии, принимали участие в спасательных работах.
В наши дни попасть на территорию Арсенала невозможно – «zona militare», посторонним вход воспрещен. И это при том, что строительством судов Арсенал больше не занимается, теперь там производится только мелкий ремонт. Но еще совсем недавно занимался, вплоть до II мировой войны.
Заинтригованные туристы теперь толпятся у сдвоенных ворот Арсенала – морских для судов и пешеходных для людей - и пытаются с высокого мостика, переброшенного через ведущий к Арсеналу канал, заглянуть на закрытую для входа территорию. Большинство недоумевает: ну, стена, ну, ворота, и что здесь такого? С мостика видна часть внутренней акватории, безлюдные пирсы, пустующие пакгаузы… А когда-то… Когда-то Данте увидел за этими воротами клокочущую, грохочущую, курящуюся смолой Преисподнюю.
Сидя со стаканчиком шприца в одном из расположенных рядом кафе можно лишь попытаться представить, как все здесь выглядело несколько веков назад, когда на Арсенале создавалась основа богатства и славы Венеции. Да еще полюбоваться по-венециански пышным убранством ворот…
С 1460 года пешеходный вход украшает триумфальная арка, возведенная Антонио Гамбелло в честь победы над турками. Львов, сидящих перед входом, привезли в Венецию из Афин по приказу дожа и легендарного венецианского военачальника Франческо Морозини.
А крылатый лев и две крылатые Ники украсили портик в 1571 году после знаменитой победы при Лепанте. К слову сказать, бой с турками при Лепанте считается одним из крупнейших морских сражений в истории. В нем принимал участие автор «Дон Кихота» Сервантес, который был трижды ранен в бою и потерял руку.
Россияне с удивлением отметят, что высокая зубчатая стена красного кирпича, ограждающая Арсенал, очень похожа на Кремлевскую в Москве. Это приятно. И неудивительно: Кремлевские стены возводились архитектором Петром Фрязиным, который по рождению был итальянцем Пьетро Антонио Солари.
Представление о размерах Арсенала можно составить, проплыв вдоль его стен на вапоретто 41 или 42 маршрута. Это круговые маршруты вокруг Венеции: 41 идет по часовой стрелке, 42 - против. Как-нибудь, возможно ближе к вечеру, когда сил ходить по улочкам и набережным уже не останется, очень советуем сесть возле Сан-Марко Заккария на вапоретто одного из сороковых маршрутов. Венеция откроется вам с самых разных, подчас неожиданных, сторон. Поездка займет часа полтора. Из них минут пятнадцать вы будете плыть вдоль суровых и немного мрачноватых стен Арсенала…
Будет время подумать о концах и началах, причинах и следствиях, взлетах и падениях… А также о других важных вещах.
Павел Верещагин