лого

Венеция

Географический домен .it Телефонный код +39 41 Валюта евро

вход на сайт

 

Тинторетто

Если Джованни Беллини был признанным мастером и не стеснялся брать высокооплачиваемые заказы, другой великий художник Венеции – Тинторетто, был готов приступить к работе с единственным условием – оплатить ему краски и холст.


Якопо Робусти, как звали художника на самом деле, родился около 1519 года. С детства Якопо постоянно рисовал, где только было возможно (чаще всего – на стене родительского дома), и всем, что попадалось под руку: печным углем, мелом, красками отца, который был мастером по росписи шелка. Отец и дал Якопо прозвище Тинторетто, что означает «маленький красильщик». Больше всего юному Тинторетто нравилось смешивать цвета, подростком он даже работал маляром. Хотя в дальнейшем Тинторетто отдавал первенство рисунку, нежели цвету, чем выделялся среди художников венецианской школы.


Тинторетто вообще был очень необычным художником. Он всю жизнь прожил в Венеции, выезжая из нее всего один раз – в 1580 году совершил путешествие в Мантую. При этом в его манере не так много от школы «истинных венецианцев», многие мотивы сближают его с флорентийскими художниками и мастерами из Рима. Известный итальянский историк искусств Джорджо Вазари назвал Тинторетто «странным, решительным и самым непредсказуемым» из всех живописцев Венеции.


Кто его учитель – никто точно не знает. Известно, что одно время он работал в мастерской Тициана, но очень скоро был изгнан оттуда по неизвестным причинам (согласно одной из версий, Тициан побоялся конкуренции юного дарования).


Так или иначе, в 1539 году Робусти объявляет себя независимым художником с именем из своего детства - Тинторетто. Начинает живописец с заказов религиозных братств. Тинторетто входит в группу художников,  расписывающих Скоулу Гранде ди Сан Марко, потом выигрывает конкурс и расписывает один из плафонов Скоулы Гранде ди Сан Рокко, сам становится членом братства Святого Роха и пишет для него в общей сложности 56 картин.


На автопортрете Тинторетто предположительно 1545-1550-х гг. мы видим дикие глаза, хмурые брови. Примерно в это время Тинторетто работал над «Чудом святого Марка» (1548) – по мнению ряда исследователей, самым выдающимся творением венецианского маньеризма. Стиль маньеризма отталкивается от позднего стиля Микеланджело – удлиненные фигуры, тщательное изображение изгибов человеческого тела. Идейное содержание картины Тинторетто подчеркивает идеальное равновесие между цветом и формой.


Скандальный критик Пьетро Аретино вначале превознес картину, затем унизил ее, обвинив в небрежности. Этим он надолго закрепил за Тинторетто славу поверхностного и нестарательного художника. С этим хочется поспорить. Не случайно картины Тинторетто оказывают магнетическое влияние на многих людей – говорят, они, будто впадают в оцепенение, подчиняясь энергетике картины целиком и полностью. Его произведения отличаются необычной композицией, драматизмом, сияющими чистыми красками, неожиданными многогранными деталями и, главное, большой эмоциональной напряженностью сюжета.


Написанная около 1552 года для храма Санта Мария дель Орто картина «Введение во храм» поражает глубиной и аллегоричностью образов, подчеркнутых с помощью необычной динамичной композиции и умелого расположения света: с одной стороны лестницы – затемненные нищие, с другой – женщины и дети, ярко освещенные. Для той же церкви в 1562-1564 гг. художник пишет внушающие по размеру полотна «Страшный суд» и «Поклонение золотому тельцу». Современные Тинторетто критики оценили эти произведения высоко, хотя и называли их выполненными не старательно.


Нынешние искусствоведы склонны объяснять это легкостью манеры художника, которую не воспринимали современники. В «Поклонении золотому тельцу» будто произвольными мазками художник наметил акценты - яркое платье девушки, такого же цвета одеяние мужчины сзади тельца, и при этом часть персонажей оставил прозрачными, как если бы они были духами. В «Похищение святого Марка» (1562-1566) Тинторетто воплощает сцену похищения венецианцами мощей святого покровителя Венеции из Александрии. Для этой произведения также характерна большая экспрессия, сильно выраженная эмоциональность, динамичность. То же самое можно сказать и про две другие картины с похожим сюжетом: «Обнаружение тела святого Марка» и «Спасение сарацина».


К библейским сюжетам Тинторетто относился достаточно вольно – для него степень воздействия картины на зрителя главнее фактической точности. Исследователи объясняли это преобладанием иррациональных и эмоциональных элементов в творчестве Тинторетто.


Другое произведение того же периода, «Распятие» 1565 года, во многом предопределило сюжетное направление живописи эпохи барокко – мотив пригвождения Христа к кресту благодаря своей выразительности будет повторен неоднократно, например, в произведениях Рубенса.


В зрелых работах Тинторетто проявляется его новаторство – глубокий психологизм. Если художники эпохи Возрождения акцентировали внимание на точности, детальности описания, то Тинторетто выделяет эмоцию. Так на лице Понтия Пилата в картине «Иисус перед Пилатом» (1567) стыд и нерешительность. Фигура Христа спокойна. Картина не только выполнена с необычайным мастерством, но и тщательно продумана в идейном плане.


Тинторетто в 1574 году получает первый заказ от властей Венеции на четыре картины для Дворца Дожей. Он пишет «Поклонение пастухов» (1579 – 1581) – произведение, говорящее о глубокой человечности позднего творчества Тинторетто. Фигуры простых людей, а не святых, наделены здесь силой и невероятно мощной энергетикой.


В 1590 году в жизни Тинторетто случается трагедия – умирает его любимая старшая дочь-художница Мариэтта. Эта смерть сильно подкосила Тинторетто. Последние свои работы  – «Тайная вечеря», «Сбор Манны» (1592-1594) он писал во многом с помощью своих учеников. В 1594 году Тинторетто умирает. Вместе с ним завершается «золотой век» венецианского искусства.

 

Софья Дурынина

 

 

 

Создатель страницы: Admin+

добавить комментарий или дополнение

добавить
Яндекс цитирования
© 2000 AboutVenice.ru
    Чем больше знаешь, тем реже влипаешь!