Венеция - все, личность – ничто. Под таким лозунгом почти полторы тысячи лет просуществовала Венецианская республика. Вся система управления и система выборов дожа (главы республики), была направлена на исключение всякой возможности возникновения культа личности какого-либо одного человека. Может быть, поэтому в Венеции, в отличие от других европейских городов, практически нет памятников.
Я насчитала четыре: памятник Гарибальди, памятник Даниэлю Манину, организовавшему и возглавившему сопротивление венецианцев против австрийцев, памятник первому королю объединенной Италии Виктору Эммануилу II на очень многолюдной набережной, ведущей от Дворца Дожей к Арсеналу. И, наконец, практически никем на замечаемый памятник кондотьеру Коллеоне – похоже, единственный памятник времен Венецианской республики, да еще не венецианцу и не дожу!
История возникновения этого памятника, как и история с отлучением Венеции от католической церкви, приводится во всех путеводителях и книгах о Венеции, настолько ярко она иллюстрирует хитрость, коварство и изворотливость правителей республики.
Кондотьеры - это наемные полководцы. Бартоломео Коллеоне из Бергамо был настолько же смел и удачлив, сколь и беспринципен. Не раз он переходил на сторону Милана, но самые славные свои победы одержал он, защищая Венецианскую республику. Коллеоне нажил огромное состояние (подозреваю, отнюдь не коммерческими операциями). Не знаю, имел ли он семью, но на склоне лет мысли о бессмертии, по-видимому, стали настолько навязчивыми, что он пообещал завещать все свое состояние Венеции, если венецианцы заключат с ним договор об установке ему памятника у базилики Сан-Марко. А ведь даже дожи не могли удостоиться такой чести! Жадные до денег правители Венеции договор подписали, но коварно заменили в тексте слова «у базилики» на «у стен Сан-Марко».
Невнимательно прочел договор старый вояка… В результате, через 20 лет после кончины Коллеоне, памятник-таки воздвигли… у стен скуолы Сан-Марко на кампо Санти-Джованни и Паоло (Сан-Дзанипаолло по-венециански) ведь соблюдение договора для республики, живущей торговлей – дело святое.
Но бесстрашный кондотьер не должен сильно расстраиваться. Площадь очень красива и стоит в списке обязательных для посещения мест даже в маршрутах-однодневках. Рекомендуем подойти к ней со стороны канала по калле Ларго-Галина. Мрачноватый готический фасад церкви Санти-Джованни и Паоло появится внезапно, будто выросши из-под земли. Церковь считается самой большой готической церковью в Венеции, основана в 13 веке доминиканцами, строилась почти 200 лет и после освящения в 15 веке является усыпальницей дожей.
Помимо покоящихся в храме 25 дожей, здесь же похоронен известный венецианский художник Беллини, имя которого увековечил в названии изобретенного им коктейля владелец знаменитого Harry’s bar. Настоятельно рекомендую не покупать бутылку с жидкостью пошлого розового цвета и надписью Bellini в магазинчиках. Не пожалейте 10 евро на аутентичный коктейль из вина и персикового сока в Harry’s bar, утешая себя мыслью, что пьете в любимом баре Хемингуэя, Бродского, Ротшильда…
Но вернемся к Сан-Дзанипаолло… Церковь стоит посетить не только ради разнообразно оформленных ренессансных надгробий дожей. Интересующиеся живописью увидят в церкви работы Беллини, Лото, Конельяно, Веронезе. Правда, знаменитые «Мадонна» Беллини и «Мучение святого Петра» Тициана, что висят при входе в храм – это копии, подлинники погибли при пожаре 1867 г. Кроме того, в церкви есть готический витраж 15 века, разумеется, из муранского стекла, а витражи в Венеции редкость, из-за зыбкости почв делать их не решались.
Слева, перпендикулярно церкви и неким диссонансом, расположено белое, в богатом мраморном декоре, нарядное ренессансное здание Скуолы Гранде-ди-Сан-Марко, естественно с двумя львами при входе. Сейчас там находится госпиталь.
И, наконец, третий акцент площади - монумент кондотьеру Коллеоне. На монументе написано, что сотворен он Александро Леопарди. Как несправедлива история! Монумент называют одним из лучших бронзовых шедевров раннего Ренессанса и даже величайшим конным монументом мира. Леопарди только завершил работу знаменитого флорентийского скульптора Верроккьо, специально приглашенного для создания монумента. Верроккьо начал с коня. Скульптура получилась замечательной, но по какой-то причине венецианские правители замыслили пригласить для создания фигуры самого Коллеоне другого скульптора. Разъяренный флорентийский мэтр отбил у коня голову и уехал на родину. Разобиженные венецианцы в ответ запретили скульптору ступать на венецианскую землю под угрозой казни, а именно отсечения головы. На что Вероккью ответил в духе: мол, сами дураки, отрубить дело не хитрое, назад не приставите, а я вот сам коню отбил голову, сам могу и приставить. Ответ понравился, было заключено перемирие, и Верроккьо вернулся к работе. За двойное вознаграждение.
Закончить монумент ему помешала смерть. Памятник, и правда, замечательный. И лошадка грациозная, и кондотьер очень воинственный получился.